Автор: по материалам редакции Дата: 13.04.2012 «СтройПРОФИ» № 3 Рубрика: Строительный комплекс | ![]() |
Демократизация в экономике
В средствах массовой информации с регулярным постоянством мелькают сообщения о разрушениях зданий и сооружений, где основной причиной является низкое качество строительных материалов. О качестве строительных материалов, ошибках строителей и роли демократии в этих вопросах рассказывает президент Ассоциации заводов ЖБИ Приволжского федерального округа Ю. Р. Батдалов.
— Юсуп Рахимзянович, в последнее время очень часто причиной различных трагедий, обрушений зданий и сооружений, называют плохое качество строительных материалов. Вот и причиной недавних трагедий в Волгограде и в других городах часто озвучивается версия плохого качества железобетонных конструкций. Как Вы можете прокомментировать такую версию причины этих трагедий?
— Я не видел серьезных аналитических данных о событиях в Волгограде. А комментировать рассуждения журналистов о таких трагичных событиях просто некрасиво.
— То есть представители прессы попросту не компетентны?
— Каждый должен нести свою долю ответственности за все, что происходит в стране. Что же касается работы прессы, приведу такой пример. Где-то полтора года назад один журналист из телекомпании «Эфир» произнес примечательную фразу (повторю дословно): «Как бы цинично ни звучало, но пока не случится трагедия, мы проблему не освещаем».
Сегодня стало правилом: журналисты набрасываются на проблему в двух случаях: если случилась трагедия или когда глава государства или председатель Правительства страны обратят внимание на проблему и примут необходимые меры. Но ведь главная задача СМИ в другом — рассказать о проблеме раньше других, чтобы обратить внимание общества, главы государства, председателя Правительства страны, предотвратить трагедию. Это должно делаться в опережающем формате.
— Юсуп Рахимзянович, с журналистами разобрались, а Ваша Ассоциация работает в опережающем формате по проблемам качества железобетонных конструкций?
— В рамках Ассоциации проводится много работы. Достаточно сказать, что годовому совещанию директоров в феврале текущего года был представлен отчет, где только перечень проведенных мероприятий составлял 34 страницы машинописного текста. Но я хотел бы обратить внимание ваших читателей на обстоятельство, которое мы, россияне, не понимаем или просто отмахиваемся.
Классики коммунистической теории утверждали: «Политика есть концентрированное выражение экономики!». Напрашивается логический вывод: без демократизации экономики демократические политические реформы — это мираж. Главным институтом демократической (рыночной) экономики являются общественные корпоративные объединения (ассоциации, союзы и т. д.) различных отраслей экономики.
Само существование Ассоциации способно помочь потребителям продукции наших заводов избежать многих недоразуме-ний, если правильно воспользоваться информацией о работе Ассоциации. Попробую показать это на примерах.
На начальной стадии строительства нефтеперерабатывающего завода в г. Нижнекамске я получил семь обращений следующего содержания: «Мы выиграли тендер на поставку железобетонных труб для строительства нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске. Подскажите, какой завод может изготовить такие трубы».
Второй пример. На строительство того же завода конкурс на поставку свай выиграл завод, изготавливающий 4 сваи в сутки, а всего свай нужно было 19 тысяч штук. 4 сваи составляли 0,05% суточного объема производства, по этой причине на заводе можно было установить любую цену на эти сваи и поставлять их в течение 14 лет. Если бы организаторы строительства пригласили в конкурсную комиссию представителей Ассоциации, можно было избежать многих глупых ситуаций. Если в Приволжском федеральном округе такие ж/б трубы могут изготавливать всего три завода, можно собрать 30 или 300 и даже 3 000 участников конкурса, все равно конкурировать будет продукция этих трех заводов.
Подобных примеров можно привести очень и очень много, их можно взять из жизни любого региона страны. Суть проблемы будет одна — игнорирование роли общественных институтов демократической (рыночной) экономики порождает только глупость!
Ассоциация является добровольным объединением предприятий. Коллектив каждого предприятия, вступающего в Ассоциацию, понимает, что они идут в клуб профессионалов, а это многому обязывает.
У Ассоциации нет запретительных и разрешительных функций, но перспектива опозориться перед своими коллегами профессионалами действует намного эффективнее всяких допусков. Ведь неспроста в Ассоциацию вступают коллективы наиболее прогрессивных предприятий.
А среди предприятий, избегающих участия в работе Ассоциации, можно выделить две основные группы. Первая группа — это так называемые производители гаражного бетона (так характеризуют их профессионалы). Там, как правило, понимание технологии производства бетона достаточно упрощенное: три ведра ПГС, ведро цемента и ведро воды; все перемешал и продал. Вторая группа — это так называемые «блатные». Собственники таких предприятий привыкли решать свои вопросы через черный ход. В случае возникновения спорных моментов в пользу этих предприятий включится административный ресурс, масштабы и циничность которого даже трудно вообразить.
Особенно необходимо выделить одну закономерность, о которой ваши читатели никогда не должны забывать. Десятилетняя история деятельности нашей Ассоциации показывает следующее. Если руководители (собственники) предприятия не способны выполнять обязательства, взятые на себя перед бизнес-сообществом, то их деловые партнеры когда-нибудь обязательно будут обмануты. В этом плане корпоративные объединения (ассоциации, союзы и т. д.) являются четким критерием надежности руководителей и собственников предприятий как деловых партнеров.
— Юсуп Рахимзянович, если я Вас правильно понял, когда нам понадобится качественный бетон, мы должны обращаться в Вашу Ассоциацию?
— Ваш вопрос напомнил мне одну встречу. Как-то инспектор ГИБДД остановил меня для проверки документов. Выяснив, где и кем я работаю, инспектор задал вопрос: «Я купил бетон марки 450 за 2 000 рублей за куб. м. Где можно купить дешевле?».
Когда я ему ответил: «Батенька, Вы, оказывается, преступник!», его глаза стали не просто квадратными…
Я разложил ему арифметику себестоимости производства бетона и сказал: «Возможно, Вы купили ворованный бетон, что само является преступлением, или купили бетон худшего качества, чем нужно, значит, поставили под угрозу безопасность своих близких — это тоже преступление!».
Ассоциация сама не производит и не продает бетон и железобетон. Мы можем только информировать.
Придя на завод за бетоном или изделием из него, обязательно нужно поинтересоваться заводской лабораторией. Не нужно зря строить гримасу. Если владелец предприятия расходует значительные средства на содержание заводской лаборатории, значит, он потребует от коллектива качественной работы. Если же персонал лаборатории не справится с поставленной задачей, их просто разгонят. Важно выяснить, членом какого корпоративного объединения является завод. К сожалению, в России стало модно создавать так называемые «неправительственные общественные организации во главе с министром» — в этих организациях решаются иные задачи, чем те, о которых мы с вами говорили.
Обязательно нужно изучить свидетельства, сертификаты, дипломы и другие документы и награды, подтверждающие качество продукции. Все это нужно сделать, если вы заботитесь о безопасности людей, живущих рядом с вами. Разумеется, если вы ищете ответ на вопрос, «как можно больше хапнуть?», то можно начинать с ценовой составляющей торгов.
— Юсуп Рахимзянович, как Вы считаете, на заводах всегда можно получить полную и достоверную информацию о документах, подтверждающих качество продукции?
— Отвечая на такие вопросы, я всегда вспоминаю слова Сталина из киноэпопеи «Освобождение»: «Товарищи Жуков и Василевский выигрывают сражения у немцев, но им никто не верит. Так покажите миру свои победы!». И состоялся знаменитый парад военнопленных.
К сожалению, Вы правы, очень часто бывает, что кабинет директора завода напоминает музей — стены увешаны наградами завода; а в службе продажи информация куцая.
Так называемые прайс-листы должны давать полную информацию о достоинствах продукции завода. А этого нет. Там предлагается единственная информация — цена.
Это психология, пришедшая с советских времен. Тогда нужно было показывать награды проверяющему и начальству, которые в первую очередь приходили в кабинет директора. А отгрузка продукции осуществлялась по разнарядке (фондам) — в этом случае, какое значение имеет информация о качестве продукции в отделе сбыта, фонды есть — продадим.
Если наше общество желает жить в демократическом государстве с рыночной экономикой, то каждый член общества обязан взять свою долю ответственности за производство, продажу и покупку качественной продукции, в том числе бетона и железобетона.
Наша с вами общая задача, сделать все, что в наших силах, для преодоления выше перечисленного негатива, чтобы наши сограждане получали достоверную информацию и жили в безопасности.
Полная или частичная перепечатка материалов - только с письменного разрешения редакции!