Автор: А. Ю. Куренкова Дата: 13.04.2012 «СтройПРОФИ» № 3 Рубрика: Светопрозрачные конструкции | ![]() |
Почему мы делаем и продаем окна, которые никогда не поставим в своей квартире
С сожалением замечаю, что папки, где мы храним акты проведенных экспертиз, с каждым годом становятся все толще и толще, а статистика за прошедший год неумолимо свидетельствует об очередном увеличении их количества как минимум в 1,5 раза.
Казалось бы, за 13 лет, что «Межрегиональный институт окна» (МИО) занимается экспертизой, уже можно научиться делать так, чтобы претензий не было. И вроде в 2006–2008 гг. создалось впечатление, что делать качественно умеют практически все: автоматическое производство свело вероятность появления брака к минимуму, осталось только на монтаже подтянуться, и вот она — жизнь без рекламаций!
Но грянул кризис, часть фирм ушла с рынка, и пришли новые игроки на новые реальности.
Анализируя качество ПВХ профилей после кризиса, могу констатировать его снижение практически у всех производителей. Это касается не только толщин, причем и лицевых поверхностей, и фальцевых, где так любят крепить анкеры наши монтажники, потому как не ведают, что 2 мм ПВХ этот крепеж никак не удержат, а шуруп, который фурнитуру крепит, тоже до первого солидного перепада температур продержится.
Стальной вкладыш скоро стыдно будет назвать усилительным профилем, с ростом цены на металл его толщина, видимо, уменьшается пропорционально.
К чему приходим при такой жадности?
Два жарких лета показали, что профиль выгибается уже в трех плоскостях, количество саблевидных створок увеличивается по мере эксплуатации. Причем, если ранее этот дефект был, главным образом, на цветных профилях, то сегодня эта тенденция перешла и на белые. При этом объяснить потребителю, почему створка при открывании выгибается дугой, весьма затруднительно. Она ведь закрывается, и из притвора не дует, кривая только, а так «все хорошо, прекрасная Маркиза»…
Теперь о стекле и стеклопакетах. Утоньшение не обошло и стекло. Те, которые думают, что оно 4 мм, очень удивятся, узнав, что цифры упали до 3,82–3,86 мм. И это, видимо, не предел.
Поэтому, когда при перепадах температур меняется объем воздуха внутри стеклопакета, прогиб увеличивается. Первыми это почувствовали производители деревянных окон, когда раскладка стала отлетать и загибаться, как высыхающий сыр. Позже понимание пришло и к другим производителям. «Королевство кривых фасадов» разрастается по всей территории нашей необъятной страны.
Производители уплотняющих прокладок тоже идут в ногу со временем, уплотнитель в ряде случаев не выживает до сдачи дома в эксплуатацию и меняется перед получением новоселами заветных ключей.
Фурнитура также не всегда доживает до въезда жильцов. Те покрытия, что сейчас применяются, подчас не обладают стойкостью и долговечностью. Вот Финский залив, вроде, почти пресноводный, однако домик на берегу всего год простоял, а покрытие на фурнитуре уже облезать стало. Сняли, в испытательный центр отправили, там в камеру климатическую положили и вывод сделали, что то покрытие и без влаги побережья не выдержало бы. Вот так, а производитель клялся и божился, что при такой «сладкой» цене его фурнитура все российские условия эксплуатации выдержит. Ан не судьба.
Итак, теперь задачка, как из комплектующих, которые теряют в исходном качестве, сделать правильное окно. Обязательную сертификацию отменили, а декларация-то осталась, и сам изготовитель ее подписывает и ответственность несет за соответствие НТД.
Есть еще две волшебные палочки для этого: первая — автоматизация производства, вторая — программное обеспечение. Причем волшебные палочки одна без другой не могут. Но палочки эти — в руках человеческих, и часто они перестают в тех руках быть волшебными. Автомат требует контроля и проверки, в том числе и того, что выдает программа. Ибо одна маленькая ошибка приводит к большим бедам и затратам. Так, не в том месте просверленное водоотводящее отверстие привело к смещению прокладки под стеклопакетом, а в сочетании с другими отклонениями от НТД — к появлению трещин по весне, когда солнышко пригревать стало.
Почему-то, когда в компании отступают от одного требования ГОСТ, никто не просчитывает, где оно аукнется.
Оконные блоки из профиля толщиной 68–76 мм делают точно так же, как и профиль 58–62 мм. Массу ПВХ никто не учитывает, тонкое армирование ставится вовнутрь и крепится с такой же частотой, что и на узком профиле. Такой способ крепления на цветном профиле дает себя знать в первое лето эксплуатации, а на белом — чуть позже.
Стеклопакет ставим толще, а подкладку под него узкую кладем, а потом удивляемся, почему стекло треснуло?
Я уже не говорю про энергосбережение — «теплый» стеклопакет и ПВХ профиль нам вроде не по карману. С одной из питерских оконных компаний посчитали, почем бюджету города энергоэффективные окна встанут. Оказалось, что цена по сметам при реконструкции с учетом демонтажа, монтажа, отливов, подоконников и откосов меньше 6 тыс. руб. за кв. м не получается: при оконном блоке из трехкамерного ПВХ и стеклопакета 4-10-4-10-4 — это пока «верх энергоэффективности». При этом приведенное сопротивление теплопередаче оконного блока увеличивалось с 0,35 м2/Вт до 0,5 х 0,52 м2/Вт. Достижение значения приведенного сопротивления теплопередаче до Rприв. = 0,8 м2/Вт увеличивало цену всего на 15–20%, в зависимости от конструктива, при этом энергоэффективность повышалась, как минимум, в два раза.
Но экономика у бюджета другая, да и у обывателей тоже: сегодня я покупаю самое дешевое, а завтра будет еще не известно когда. Экономия одной тысячи рублей: сегодня это греет, а что завтра буду тратить деньги в разы большие — так это еще дожить надо. В итоге на почве жадности произрастает бедность и процветает коррупция.
Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения. Ибо если за 1 кв. м остекления платить на 1000 рублей больше, то украсть невозможно — и так дорого, не поймут, а если есть 1000 в резерве — можно от нее отщипнуть и поделиться, и всем сегодня хорошо. А завтра это дешевое окно потребует дополнительных затрат на ремонт, обслуживание… Но ведь это будет завтра, и это будут другие деньги, но ведь это деньги наши с вами как налогоплательщиков. Это наши дети растут в детских садах, где из новых окон дует, нет клапанов проветривания, а есть аллергия и другие заболевания; то же в школах, больницах, офисах. Экономим сегодня копейку, завтра платим рубли, послезавтра — тысячи, а здоровье, как говорится, не купишь.
То же на строительном рынке: все по минимуму, лишь бы отвечало нормативу, не дуло, открывалось и закрывалось; а там жилец въедет, поменяет, тот, кто о своем здоровье заботится.
Богатая страна, Россия, — может себе позволить окна 2 раза в новом доме поставить, а ведь тоже коррупция: мы, покупатели жилья, платим, а они берут то, что им не принадлежит. А оконщик делает потому, что, если он откажется, сделает другой, и дальше все по кругу.
Та же жадность и у частника: «мне подешевле!» — два главных слова. А ведь не одноразовый товар покупают, лет на 20, как минимум. Машину берут на 3–5 лет, а выбирают: и сидения чтоб регулировались, и зеркала обогревались, и микроклимат, и стереозвук, и т. д., и т. п. А вот к окну такого почтения нет, хотя оно должно служить дольше, ведь жизнь рядом с ним больше, чем в машине: спим, едим, отдыхаем. А подход при выборе — подешевле.
Систему продаж надо перестраивать!
Вводить стандартную комплектацию: профиль класса С, стеклопакет однокамерный, фурнитура поворотная, створка минимальная по ширине. Ведь не дует, солнце через нее светит, и теплее, чем со старыми деревянными рамами. А вот далее — накручивать, да так, чтоб потребитель понимал, что без этой функции счастья ему не будет.
А вот когда он это счастье познает, ему его захочется иметь и дома, и на работе, и в детском саду, и в школе, и, может быть, он потребует, чтобы всё, что ему для счастья надо, у него, у покупателя, было, и платить за счастье и комфортность проживания он будет готов.
Полная или частичная перепечатка материалов - только с письменного разрешения редакции!