архив» все записи»

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.07.2012
«СтройПРОФИ» № 5
Рубрика: Зеленое строительство


Зеленое строительство в России. Преодоление стереотипов

Еще недавно о зеленом строительстве в нашей стране если и говорили, то с изрядной долей скепсиса. Ныне ситуация значительно изменилась.

Именно об этом наш разговор с генеральным директором НП «Совет по экологическому строительству» Гаем Имзом.

— Расскажите немного о себе. Что привело вас в Россию?

— Я очень люблю Россию, иначе я здесь не жил бы. Приехал сюда в 1991 году — во время коренных изменений. В 90-е годы жил в Москве и Петербурге, работал в бизнесе, был, помимо прочего, и коммерческим директором «Дельта Телеком» — первой компании сотовой связи в Петербурге. Работал также и в Иркутске, и в Саратове — в сфере телекоммуникаций. Через некоторое время я решил кардинально изменить свою жизнь. Вернулся в Англию и получил дополнительное образование в сфере экологических технологий по направлению «Устойчивое развитие и изменение климата». Основной упор моей специализации — это энергетика и энергосберегающие технологии. Год работал в Центре экологических инноваций; создал такой центр-инкубатор, объединивший 50 компаний, которые работали по зеленым технологиям. И опять меня пригласили в Россию перед кризисом 2008 года.

Начал работать в компаниях, которые управляют мега-проектами в Москве. Группа девелоперов обратилась ко мне с предложением, не хочу ли я стать одним из соучредителей и директором некоммерческого партнерства «Совет по экологическому строительству». Я через некоторое время согласился и вот уже три года являюсь генеральным директором партнерства.

Сейчас у нас 240 членов в России и еще в некоторых странах. Мы вошли в состав Всемирного совета по экологическому строительству (WorldGBC) — международную структуру, которая объединяет свыше 90 советов по экологическому строительству по всему миру. Успешно работали и работаем с ГК «Олимпстрой» по проектам в Сочи. Работаем в Санкт-Петербурге с Экологическим союзом. В Северной столице уже свыше 40 организаций активно поддерживают экологическое строительство.

Как Вы оцениваете в целом продвижение России по пути «зеленого» строительства? Можно ли говорить о каких-то результатах?

— Если три года назад над этими идеями, в общем-то, смеялись и говорили, что Россия — энергетическая держава, такая особая страна, которой не нужно ни зеленое строительство, ни зеленые технологии. Да, ко мне хорошо относились, но все равно считали, что это наивный взгляд на жизнь.

Однако последние три года показали, что мы правы. Произошли значительные сдвиги. Появился большой интерес к технологиям энергосбережения, ресурсосбережения, самой идее устойчивого развития, которая является, по крайней мере для меня, главной философией XXI века. Люди хотят жить лучше, хотят, чтобы более комфортно жили их дети. Мы прошли 90-е годы — страшное время. И сейчас появилось стремление к достойным цивилизованным условиям жизни. В качестве примера можно привести и нашу организацию. Мы были созданы три года назад. Тогда было 30 компаний, которые нас поддержали. Сейчас, как я уже говорил, 240. В строительстве олимпийских объектов в Сочи были введены экологические стандарты. В настоящее время начинается формирование национального стандарта на базе зеленого стандарта Центра экологической сертификации. Эти процессы поддерживает Министерство природных ресурсов, а также бывший Министр Юрий Трутнев.

Зеленое строительство во многом определяется вопросами экономики. Наблюдается ли сходная тенденция в нашей стране?

— Есть такое мнение, что зеленое строительство влечет удорожание, что это удовольствие не из дешевых. Но когда мы строим дешевле, то должны думать, что мы создаем — что это за здание, сколько оно простоит.

Приведу такой пример. Я пять лет назад делал ремонт в своей московской квартире, и мы использовали металлопластиковые трубы, которые сейчас придется менять. Они были дешевые, но мы не подумали о сроках их эксплуатации.

Ставка на дешевизну — это неправильный подход. В Европе больше задумываются, что мы строим — здание, которое через три-пять лет станет никому не нужным? Это предмет гораздо большей заботы, чем удорожание себестоимости на несколько процентов. Во всем мире упрочилась тенденция: арендаторы хотят снимать энергоэффективные и комфортные здания, где воздух чище, освещение лучше и т. п. Таким образом, арендаторы становятся более конкурентоспособными. Если сотрудникам нравится офис, они будут более продуктивно работать. На Западе это существенный фактор и он постепенно приходит в Россию. Газпром и другие крупные российские компании тоже стремятся создавать хорошие условия для работы.

По поводу стремления сэкономить тоже надо сказать, что самый важный фактор во вложениях в недвижимость — не себестоимость и прибыль сразу. Ключевой момент — это возврат средств, а также снижение рисков. Наглядный пример: инвестор вложил сто рублей и столько же получает стабильно, ничем не рискуя. Вот это для инвестора самое главное. При зеленом строительстве, поскольку строятся более качественные здания, риск того, что, допустим, это здание не будет сдаваться в аренду, гораздо меньше, и возврат средств, таким образом, обеспечен. Так в большинстве европейских стран.

В России, к сожалению, пока мало таких примеров, хотя инвесторы в России тоже начали рассматривать зеленые здания как антикризисное решение. Например, рядом два офисных здания. В одном использовали обычные технологии, в другом — зеленые. Если положение на рынке ухудшится, зеленое здание будет более устойчиво к кризисным коллизиям и найдет хороших арендаторов.

Но до сих пор в зеленом строительстве много мифов: что это невозможно, что это очень дорого. Одной из главных задач нашего партнерства в первые три года было сломать эти стереотипы и объяснить, что такое зеленое строительство. На ближайшие пять лет мы ставим перед собой иные задачи: усилить работу с государственными органами, чтобы сформировать государственную программу и создать демонстрационные проекты — показать, как работают эти технологии, какова цена вопроса. То есть наши подходы меняются исходя из развития зеленого строительства в России.

Заметен ли уже сейчас интерес со стороны государственной власти?

— Интерес есть, мы это видим. Большой интерес и у местной власти. Мы в прошлом году ездили в Тюмень, Саратов, другие города, организовывали конференции, и местные власти нас поддержали. Энергоэффективность и ресурсосбережение — всё это им интересно, но они пока не понимают, как это можно использовать. Но, думаю, в ближайшие два-три года придет понимание, в каком направлении и как надо двигаться. Мы работаем также с министерствами (Минприроды, Минэнерго) и Российским энергетическим агентством. Они крайне заинтересованы не только в энергосбережении, но и в комплексном подходе к строительству. Проявляют интерес и учебные заведения, хотя мало молодых архитекторов и преподавателей, которые читают такой курс.

Какие технологии и материалы применяются в последнее время в зеленом строительстве?

— Что касается технологий, необходимо отметить энергетическое моделирование. Год-два тому назад в России о нем никто не слышал. Это недорогой, но очень разумный способ определения того, как энергия будет использована в помещении — где будет теплее, а где прохладней. То есть уже во время проектирования здания можно рассчитать, какие места будут теплее или холоднее, где можно оптимизировать расходы энергии. В России это уже стало новой профессией. Мы видим, что рынок сам приходит к этому.

Рекуперация и рекуперационные технологии вентиляции сейчас стали нормой для всех зеленых зданий. В российских климатических условиях нелепо выпускать теплый воздух зимой на улицу, когда его можно рекуперировать. К зеленым технологиям относится, конечно, и светодиодное освещение, а также системы экономии воды — сбор дождевой воды или отдельно технической и питьевой воды.

Во всем мире сейчас растут рынки экологических материалов. В Европе на выставке Ecobuild 75% ее участников — компании, которые производят или применяют экологичные стройматериалы.

В России мы видим, что до сих пор многие технологии импортируются. Это технонасосы, солнечные батареи, которые, я считаю, должны производиться в стране, чтобы снижать себестоимость и повышать экономическую эффективность строительства.

Как сегодня обстоит дело с внедрением у нас стандартов LEED, BREEAM, DGNB? На ваш взгляд, какой из этих стандартов наиболее подходит для России?

— Во-первых, хочу сказать, что все эти три стандарта хороши, во всех есть свои плюсы и минусы. Для Олимпиады выбрали BREEAM, потому что эта европейская система более гибкая, более подходящая для России. Можно любое здание сертифицировать по BREEAM под заказ. Отдельные критерии этого стандарта разрабатываются для отдельных зданий.

С другой стороны, LEED имеет очень прогрессивный маркетинговый подход, поэтому среди профессионалов России чуть больше людей используют LEED, нежели BREEAM.
Как показатель — в России появились первые проекты, сертифицированные по LEED и BREEAM. Недавно мы создали рабочую группу по BREEAM. Она будет заниматься переводом стандартов, потому что не все владеют английским языком.

По DGNB пока не было сертифицировано ни одного здания в России. Эта система является достаточно новой и пока стоит на третьем месте. При этом у нее также есть целый ряд преимуществ. DGNB представляет собой систему сертификации следующего поколения. Она в больше степени учитывает социальные и экономические факторы нежели, чем предшественники LEED и BREEAM, которые были разработаны в 1990-е годы.

Да, наши специалисты выражают сожаление о том, что LEED и BREEAM до сих пор не переведены на русский язык…

— Я могу объяснить, почему они не переведены. Существуют пиратские переводы, но сами организации, владеющие этими системами, до сих пор не были готовы выпустить переводы. Это их интеллектуальная собственность, и мы, Совет по экологическому строительству в России, также не могли выпустить переводы. Однако уже в ближайшее время этот вопрос будет решен, и будет выпущен официальный перевод документации по стандартам.

Хочу также отметить, что в BREEAM существуют критерии присвоения определенного количества балов. Этот критерий, в основном, зависит от английских или европейских норм. Тем не менее, существует и А-10 — так называемый чек-лист, в соответствии с которым оценщик может заявить о том, что разработчики проекта готовы применять те или иные требования BREEAM, но при этом они не соответствуют российским реалиям. В этом случае оценщик указывает на существующие и применяемые в России СНиПы или другие нормативные акты, на которые можно и нужно опираться. В этом случае он направляет запрос в Институт BREEAM и в течение месяца получает ответ. Сегодня мы уже можем говорить о том, что начинает формироваться российский BREEAM, ориентированный на условия российского рынка, и рабочая группа будет усиленно работать над развитием BREEAM в России.

А какова ситуация с разработкой собственно российских стандартов зеленого строительства?

— Эта работа также ведется, и мы очень близко с этим связаны. Последние три года сотрудничаем в этом направлении с НП «Центр экологической сертификации — Зеленые стандарты».

Один из наших соучредителей, президент НП «АВОК», профессор Юрий Табунщиков, разработал российский зеленый стандарт. Наша рабочая группа по техническому регулированию оценила систему зеленых стандартов и приняла все рекомендации для дальнейшего совершенствования. В этом году в числе первоочередных задач мы видим объединение зеленых стандартов с ГОСТом, который уже зарегистрирован с системой, созданной профессором Табунщиковым, и с разработками НОСТРОЙ. Такой симбиоз, объединенная система, будет национальным стандартом. Это то, чего давно ждали, потому что иметь несколько стандартов, которые конкурируют друг с другом, не рационально и нецелесообразно. Для нас очень важно, чтобы новый стандарт был объективным и прозрачным. Он должен базироваться на международных нормах, а главное — служить инструментом для появления рынка зеленого строительства. LEED и BREEAM действительно содействуют архитекторам в выборе более экологичных материалов и способствуют снижению энергетической нагрузки. Мы надеемся, что и российский национальный стандарт будет работать в этом же ключе.

Как развивается сотрудничество с НОСТРОЙ?

— Были встречи, завязались деловые контакты. Сейчас создается координационная группа для разработки национальных стандартов. Эта группа включает в себя представителей Союза архитекторов России, НП «АВОК», нескольких министерств, а также наш Совет. Я думаю, такой состав — залог качественной работы.

Некоторое время назад появилась информация о проведении зеленой экспертизы олимпийских объектов. Кроме того, известно, что собственные зеленые стандарты разрабатывает ГК «Олимпстрой». Ваши комментарии?

— У ГК «Олимпсторой» есть свой корпоративный стандарт, который был создан и зафиксирован уже два года назад, он называется «Дополнительные экологические требования и рекомендации». Условия этого документа каждый из застройщиков должен соблюдать. Мы работаем с ГК «Олимпсторой» над улучшением данной системы и уже можем говорить о некотором результате. Для формируемого рынка зеленого строительства в России безусловным плюсом является наличие экологических стандартов, которые строго выполняются. Созданный два года назад стандарт сейчас развивается. Помимо собственного стандарта ГК «Олимпстрой» опирается также и на BREEAM, по которому сертифицировано уже 10 объектов в Сочи.

Можно ли прогнозировать более интенсивное развитие технологий зеленого строительства в России?

— Мой прогноз — Россия будет идти по пути большинства рынков в мире. Например, в Китае уже 800 проектов сертифицируется по LEED.
В России на сегодняшний момент только 20 LEED-проектов, но я думаю, что через пять лет мы тоже достигнем такого уровня — 800 или даже 1000 проектов. В свою очередь каждый из подобных проектов автоматически влечет за собой использование современных экологичных технологий, материалов, а также необходимость специалистов, которые работают в данной отрасли. Это значит, что будет возрастать потребность в обучении и проведении специальных конференций и семинаров.
Один раз в квартал мы проводим для специалистов туры с посещением различных стран, в ходе которых демонстрируем примеры зеленых зданий. С одной стороны, это оказывает позитивное воздействие. Людям нравится видеть наглядные примеры того, что в России считается невозможным. Но с другой стороны, грустно, что людей приходится везти так далеко, и то, что работает, скажем, в Германии, не факт, что будет работать в России.

Очень хорошо, что это направление — зеленое строительство и технологии — не политизировано; есть много тем, которые сложны именно из-за политических аспектов. Здесь же в чистом виде инновации, технологии и экономические выгоды.

Журнал «СтройПРОФИ» искренне желает Совету по экологическому строительству и его руководителю успехов и новых свершений.


Полная или частичная перепечатка материалов - только с письменного разрешения редакции!


«« назад