архив» все записи»

Автор: С. А. Шкаредная
Дата: 20.07.2012
«СтройПРОФИ» № 5
Рубрика: Зеленое строительство


Реальные причины 40-летней антиасбестовой информационной войны

Эта война — характерный пример конкурентной борьбы за рынки сбыта, в которой коммерческие интересы завуалированы «обеспокоенностью» здоровьем всего человечества.

Это один из тех случаев, о которых В. В. Путин сказал: «Мы не можем и не должны позволить никому… поджать нас в конкуренции на мировых рынках». Именно эту задачу путем противодействия антиасбестовой кампании на основе научных данных решает некоммерческая организация «Хризотиловая ассоциация», учрежденная в 1997 г.

В любой информационной войне наиболее применимы разного рода фальсификации, основанные на подмене понятий и искажении фактов, формирование общественного мнения методом насаждения фобий и т. п.

В чем «вина» природного минерала — хризотил-асбеста? Может ли вообще природный минерал быть в чем-то виноват? Насколько искренна забота о здоровье населения народов России, Китая, Индонезии, Вьетнама, Индии и других стран, в частности европейских производителей альтернативных материалов, ратующих за запрет использования асбеста в международном масштабе?

Асбест — это обобщенное название группы волокнистых минералов природного происхождения, принадлежащих к двум различным видам. Один из них — серпентинит, к которому относится хризотил-асбест, другой — амфибол-асбесты (актинолит, амозит, антофиллит, крокидолит и тремолит).

Названные разновидности асбеста отличаются кристаллической структурой, химическим составом, физико-химическими свойствами и, как следствие, различной биологической и химической активностью. Одно из основных различий заключается в том, что хризотил-асбест щелочестоек (растворяется даже в слабокислых средах), а амфиболы — кислотостойки.

Российскими и зарубежными учеными установлено, что биологическая активность амфиболов, которые запрещены к использованию Конвенцией МОТ № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986 г.), в 100–500 раз больше, чем хризотил-асбеста. Именно с использованием в больших объемах амфиболов до 80-х годов прошлого столетия в европейских странах связано значительное количество асбесто-обусловленных заболеваний у людей, работавших в контакте с ними в неконтролируемых условиях. Однако инициаторы и участники антиасбестовой кампании негативное влияние амфибол-асбестов на окружающую среду и здоровье человека экстраполируют на хризотил-асбест, замалчивая существенную разницу в биологической активности между ними.

Хризотил-асбест обладает уникальным сочетанием различных свойств, таких, как высокие механическая упругость и прочность, низкий удельный вес и высокий коэффициент трения, устойчивый химический состав и высокая адсорбционная способность, низкая электро- и теплопроводность и др. Такой совокупностью полезных свойств не обладает ни одно природное или искусственно созданное вещество. Именно этот факт особенно не нравится антиасбестовым лоббистам, так как благодаря своим уникальным свойствам хризотил-асбест применяется во многих отраслях промышленности в производстве тысяч видов различных материалов и изделий. В их числе и строительные материалы: шифер волнистый и плоский, трубы, фасадные материалы, подоконные и электроизоляционные доски и т. д. (в них используется около 90% добываемого в мире хризотил-асбеста, который служит армирующим компонентом в составе хризотил-цементной массы). Названный, далеко не полный, перечень хризотилсодержащих материалов и изделий свидетельствует о широком применении хризотил-асбеста.

В 1980-е гг. в мире ежегодно добывалось более 6 млн т асбеста, однако при производстве даже в таких объемах он был дефицитным сырьем — его не хватало. Из-за отсутствия месторождений хризотил-асбеста во многих странах, в том числе европейских, десятилетиями велись интенсивные поиски его заменителей, а затем и рынков их сбыта.

Хризотил-асбест и содержащие его материалы занимают значительный сектор рынка, тем самым препятствуя росту объемов реализации альтернативных материалов и, следовательно, дивидендов их производителей. Это одна из принципиально важных причин развязывания антиасбестовой информа-ционной войны. Что же касается асбестофобии, то здесь важно отметить, что хризотил-асбест присутствует в биосфере со времени образования Земли вследствие процессов выветривания серпентинитовых горных пород. Если бы он был так опасен, как внушают сторонники его запрета, то жизни на Земле уже не могло быть.

У несведущих людей, находящихся под воздействием антиасбестовой пропаганды, из веществ, представляющих опасность для здоровья, на слуху только асбест (хорошо запоминающееся слово), а не мышьяк, не хром, не никель, не каменноугольная смола, не бенз(а)пирен, не древесная пыль, не соленая рыба и жареный бифштекс, и даже не диоксин (по данным ООН, самое токсичное вещество, оно токсичнее, чем боевые отравляющие вещества). О многих других веществах, относящихся к группе опасных для здоровья, никто, кроме узких специалистов, не владеет информацией. По американской ранжированной классификации опасности для человека, из двухсот токсичных веществ асбест назван во второй сотне, но об этом знают тоже только специалисты. При так называемых «евроремонтах» такие канцерогены, как фенолы, формальдегиды, изоционаты и другие токсичные вещества, насыщают жизненное пространство. Но это никого не пугает, никто даже не задумывается об отдаленных негативных последствиях их воздействия на системы жизнеобеспечения человека.

Богатейшая природная совокупность свойств хризотила в сочетании с приемлемой ценой волокна вызывает у производителей альтернативных веществ острое желание отправить в небытие конкурентов, а асбестофобию так называемые «борцы за здоровье» используют в качестве базового фактора для собственного бизнеса. На асбестофобии делают деньги (и немалые) адвокатские конторы, инициирующие процессы по защите прав лжебольных, врачи (на лжедиагнозах), пропагандисты запрета асбеста, представляющие интересы производителей альтернативных материалов и разъезжающие по всему миру явно не из альтруистических побуждений, а также фирмы, специализирующиеся на удалении без каких-либо на то причин асбестосодержащих материалов из зданий и сооружений. А представители партий, борющиеся за власть, получают политические дивиденды, вовлекая в ряды своего электората высокопоставленных антиасбестовых лоббистов и т. д.

Во всей этой войне самое опасное то, что замена хризотил-асбеста альтернативными волокнами осуществляется зачастую без всесторонних медико-биологических исследований воздействия на здоровье человека не только их производства, но и использования.

Уникальный опыт ученых разных стран мира, в том числе и России, располагающих результатами многолетних комплексных исследований последствий профессионального контакта с хризотил-асбестом, свидетельствует, что при контролируемом использовании не требуется принятия каких-либо чрезвычайных мер, таких, как его запрет или замена другими веществами. Однако результаты этих исследований сторонники запрета применения хризотила не только игнорируют, но и искажают их. Асбестом (без учета различия его форм — хризотил-асбест или амфибол-асбесты) называют хризотилсодержащие материалы и изделия, в которых волокна хризотил-асбеста находятся в связанном состоянии, например, с цементом или смолами, и выделяться из них не могут.

Общество запугивается мрачными прогнозами о количестве ожидаемых смертей от асбеста в далеком будущем, но о том, что ни один из ранее сделанных прогнозов не подтвердился, умалчивается. Хризотилцемент по классификации Международного агентства по изучению рака (МАИР) к канцерогенам не относится, но и это антиасбестовыми лоббистами также замалчивается, и не случайно. Шумиха о разрушении зданий, построенных с использованием хризотилсодержащих изделий, — чистой воды PR-кампания: у чиновников, десятилетия работавших в них, асбестобусловленных заболеваний не обнаружено. Просто здания отслужили свой срок.

Неопровержимым доказательством безопасности хризотилсодержащих строительных материалов является то, что асбестоцементные шифер и трубы широко использовались в европейских странах более 100 лет после того, как в 1901 г. в Австрии на технологию их производства были выданы первые патенты, но на продолжительность жизни европейцев это не повлияло. А, например, в Японии — в стране с самой высокой продолжительностью жизни — 2 млн коттеджей (кровля, стены, лестничные марши и др.) построено также с использованием хризотилцементных материалов.

По мнению консультанта ВОЗ и МОТ Р. Мюррея (Великобритания), бывшего президента Международной ассоциации медицины труда, «у людей, не владеющих научными данными об асбесте, от страха перед ним возникло параноидальное состояние, особенно опасное для людей, принимающих ответственные решения».


Полная или частичная перепечатка материалов - только с письменного разрешения редакции!


«« назад