Автор: по материалам редакции Дата: 08.09.2012 «СтройПРОФИ» № 6 Рубрика: Строительный комплекс |
Архитектура: связующая нить времен и поколений
Нынешнее состояние архитектурной среды Санкт-Петербурга вызывает обеспокоенность у представителей общественности и строителей-профессионалов, простых петербуржцев и гостей Северной Пальмиры.
О своем видении проблемы сохранения архитектурного наследия мы попросили рассказать генерального директора ЗАО «Ленстройтрест №5», заслуженного строителя России В. М. Мовчанюка.
— Вадим Михайлович, хотелось узнать ваше мнение по отношению к новым веяниям в архитектуре Санкт-Петербурга?
— За последние 15 лет ничего знакового c архитектурной точки зрения в нашем городе не создано. Если говорить о центральных улицах и магистралях, например Московском проспекте, — его сложившаяся десятилетиями архитектурная среда безжалостно взорвана сомнительными новоделами: в районе подворья Новодевичьего монастыря «кубообразной» застройкой на месте прекрасного памятника 30-х гг. ХХ в. — дворца культуры им. В. П. Капранова и, безусловно, жилым комплексом «Космос» у Московского парка Победы. Строительство новодела в виде «Космоса» окончательно исковеркало историческую гармонию и архитектурную прелесть Московского проспекта. «Честь и хвала» архитекторам и руководству комитета по градостроительству и архитектуре за такие проекты. Новомодная застройка наносит архитектурному облику непоправимый ущерб; очарование Московского проспекта потеряно, и, увы его уже не вернуть.
Нарушен исторический облик Нев-ского проспекта, Большого проспекта Васильевского острова и т. д.
Ломать сложившуюся архитектурную среду — это то же самое, что резать человека по живому. Вся эта погоня за наживой, за деньгами превращает наши улицы, наши архитектурные комплексы в безликие пространства. А ведь Петербург изначально строился ансамблями.
Туристы, посещающие наш город, в первую очередь любуются «застывшей музыкой» — архитектурой — теми памятниками XVIII–XIX вв., которые признаны шедеврами во всем мире. Сегодня Исаакиевская площадь стала центром паломничества туристов: великолепный Исаакиевский кафедральный собор, памятник Николаю I, гостиница «Англетер» («Астория»). Но и здесь не обошлось без проблем. Строительством новой гостиницы на Почтамтской улице повреждены фасады дворца Лобановых-Ростовских. Интересно, дал бы архитектор Огюст Монферран «новодельникам» так надругаться над своим детищем...
Рядом прекрасный Мариинский дворец, в котором находится наше Законодательное собрание. Как-то я поинтересовался у гида: а кто архитектор этого здания? К сожалению, гид не владел такой информацией, проводя экскурсии по Петербургу, он не знал, кто такой Андрей Иванович Штакеншнейдер, построивший замечательные дворцы Северной Пальмиры, один из лучших архитекторов времен Николая I, привилегированный строитель царских и великокняжеских дворцов, ученик Монферрана.
Сегодня родовое имение Штакен-шнейдеров в Пудости почти полностью разорено. Остались развалины усадьбы и периодически поджигаемые фрагменты бывшего сада. Продолжается варварское уничтожение того, что еще можно было бы спасти.
Такое отношение приводит к тому, что разрушается наша культура в целом, происходит эрозия сознания молодого поколения. Уже поэтому надо обращать внимание на вопросы сохранения архитектуры. Ведь культура — это часть экономики и политики.
Я как-то побывал в Лейпциге на мероприятии, связанном с работами по реконструкции. Меня поразило, что немцы, чтобы сохранить разрушенные во время войны исторические здания, нумеровали остатки (блоки) этих зданий, чтобы впоследствии из уцелевших обломков восстановить памятники архитектуры, утраченные в годы войны.
Приезжая в Прагу, мы любуемся «старым городом», потому что там каждое здание — это шедевр архитектуры. Мы видим очень бережное отношение к каждому дому и своей истории в целом. Поэтому Прагу ежегодно посещают 20 млн туристов, а у нас 5,5, ну, может быть, 6 млн в этом году.
— А как обстоят дела с наболевшим вопросом реконструкции хрущевок? ЗАО «Ленстройтрест №5» участвует в этом процессе?
— Мы были первопроходцами и начали заниматься этим еще 20 лет назад. Первый крупный проект по реконструкции хрущевок принадлежит ЗАО «Ленстройтрест №5». Он был успешно разработан и реализован в нашем городе, на объектах в ряде других городов, и даже за границей. Реконструкция и санация домов первых массовых серий — все это наши идеи, наши технологии, разработанные в тресте. На выставке в Лейпциге проекты реконструкции целых кварталов с переселением жильцов, предложенные ЗАО «Ленстройтрест №5», были признаны лучшими в Восточной Европе.
К сожалению, иногда политика становится выше экономики. Проекты по реконструкции кварталов тогда реализовать не удалось. Городские власти отказались нас поддержать. Но жизнь показала, как мы были правы, потому что 20 лет спустя вопрос реконструкции хрущевок вновь стал перед городом.
Потеряны миллиарды рублей, которые безвозвратно ушли на отопление улиц, т. к. наружные конструкции хрущевок уже не соответствуют нормам по энергосбережению. А за счет реконструкции можно было бы достичь колоссальной экономии. Это вопиющая бесхозяйственность. От реализации наших проектов выиграли бы все, жаль потерянного времени, но этим вопросом все равно надо заниматься.
Полная или частичная перепечатка материалов - только с письменного разрешения редакции!